Главная Новости

Все, что мы видим, — это перспектива, а не истина

Опубликовано: 28.10.2023

Открывающая идея моего размышления такова: «Давайте искать ответ на смысл человеческого существования». ясная диалектика, в которой бытие естественным образом переходит в свою диалектическую противоположность, в ничто.

Человеческое общество с момента своего зарождения строилось на философии выживания. Человек быстро обнаружил, что он может выжить только в связи с другими людьми, что привело к созданию сообществ, основанных на семейных связях, половом, племенном или языковом родстве, поклонении общим божествам или страху перед демонами, угрожающими их существованию.

В обществе мы думаем о росте главным образом как об экономическом росте, представленном как источник благосостояния, уровня жизни, а не как источник качества жизни и социальной толерантности. Однако в первую очередь мне хотелось бы обратить внимание на личностный и личностный рост. Почему? Потому что именно эту категорию роста часто недооценивают и, возможно, даже отмахиваются. Именно внутренний, личностный или интеллектуальный рост человека, обусловливающий рост общества в целом, рост нации, страны или мира, практически не знает границ. Человеческий фактор с его экспоненциально растущим интеллектуальным потенциалом не может быть заменен искусственным интеллектом. Это было бы возможно только при безжалостном предположении его подчинения и, в конечном итоге, его уничтожения, что означало бы конец человеческой цивилизации.

Сегодня с точки зрения человеческой личности мы воспринимаем два основных направления. Так называемый развитый мир, в который нам тоже хотелось бы быть включенными, то есть мир западной цивилизации и остального мира, то есть большая часть сегодняшнего мира.

В нашем мире, с точки зрения личности, смысл жизни заключается не в выживании, а в переживаниях, чего бы это ни стоило. Наша нынешняя модель демократии ведет к расколу, даже к атомизации общества, а не к поиску консенсуса относительно будущего развития личности как части общества. Возникает диктатура релятивизма — культ изоляции приводит к эгоцентрической безжалостности, не уважающей естественные социальные границы. Это одна из ключевых причин нашей слабой динамики и отставания, что можно охарактеризовать как потерю мотивации. Наш мир без этики и подавления истины приближается к пределу. Общество, которое не может вынести правдивого взгляда на свое нынешнее положение и в то же время спрашивать, что является истиной и добром, становится бесплодным и начинает увядать (Бенедикт XVI).

Другая часть сегодняшнего мира все еще основана на философии выживания, которая, возможно, является сильнейшей мотивацией для развития духа и материи. Поэтому даже с сегодняшней точки зрения очевидно, что будущее развитие не только смещается, но и становится доминирующим именно в тех частях мира, которые отвергают наш цивилизационный взгляд на мир, навязывание наших ценностных категорий с убеждением, что это не путь их развития. Таким образом, с точки зрения устойчивости и будущего это ясно показывает, что диверсификация развития, а также диверсификация ценностей является правильной, поскольку она является двигателем и ускорителем развития. Усилия по объединению мира не только бесперспективны, но и опасны.

Давайте теперь перейдем к тому, что мы называем экономическим или материальным ростом. Постоянный рост и его пределы в современном понимании исчерпаны с точки зрения его потенциала. Невозможно производить все больше и больше, невозможно постоянно поглощать друг друга, тем самым устраняя классическую функцию рынка, поглощающая способность которого также ограничена. Возникает ситуация, в которой нынешняя система как будто поглощает сама себя и, таким образом, ликвидируется. Значит, дорога не туда ведет.

Потенциал роста – в инновациях, улучшении качества производства, экосистемы, качества жизни, но все это уже упирается в пределы нынешней социально-экономической модели западной цивилизации. Это открывает пространство для посткапиталистического общества и экономики, а также для управления государством на основе иных принципов, чем те, которые применяются сегодня. Мир явно движется к новой эпохе через трансформацию сознания.

Уже в прошлом я также был сторонником конвергенции централизованно управляемых систем и классической рыночной экономики, которая позволила бы более плавный переход к новой социально-экономической модели даже сегодня. Ни одна модель не идеальна, и поэтому мы должны осознавать, что доминирование только одной из них не только бесперспективно, но и опасно и саморазрушительно. Нынешняя доминирующая западная система, безусловно, стала важной вехой в развитии, но сегодня она имеет множество негативных социальных последствий, таких как деградация межличностных отношений, международной и национальной политики и культуры. Отправной точкой является довольно простая истина: давайте говорить то, что мы думаем, и делать то, что мы говорим, потому что настоящее несчастье мира состоит в том, что учитываются только жестокие факты, а моральные принципы отодвигаются как неважные.

Если мы сосредоточимся на нашем географическом пространстве, то должны отметить не только исчезновение идентичности Европы и потерю ее глобальных позиций как в экономической, политической, так и в социальной сферах. Двигатель социально-экономического динамизма перемещается в другие географические зоны не только в производственной, но и в интеллектуальной сфере. Из высокопроизводительного и основанного на знаниях общества и экономики мы бесстрашно перешли в так называемое общество и экономику предоставления прав, которые не создают баланса между правами и обязанностями. В современном обществе все говорят о правах личности, различных групп и групп, независимо от того, могут ли общество и экономика генерировать достаточно ресурсов. Потребности и запросы доминируют в создании стоимости. Экономическое мышление вытеснено на второй план, а потому справедливо ставится вопрос об устойчивости системы. Это в полной мере затрагивает и нашу страну и вместе с неквалифицированным и безответственным подходом в политической сфере является основной причиной нынешнего состояния словацкого общества.

Что сказать в заключение. Мы не только свидетели, но и непосредственные участники значительных геополитических и геоэкономических изменений. Мы часто их не понимаем и даже не понимаем, но они напрямую влияют на сегодняшние поколения и формируют, возможно, совершенно новый мир для будущих поколений.

Сегодня вместе с Марком Аврелием мы можем прямо заявить, что все, что мы слышим, — это мнение, а не факт, все, что мы видим, — это перспектива, а не истина. Мы должны вернуться к философии выживания. Опыт — прекрасная часть жизни, но жить — значит действовать и меняться, а выжить — значит часто меняться.

Раздел «Гайд-парк» служит местом для публикации мнений, взглядов и тем личностей из различных областей жизни и событий в обществе. Тексты не выражают мнение редакции.

rss